Грамматика слезам не верит
Актобе до таких масштабов пока далеко, но с каждым годом количество желающих написать диктант понемногу увеличивается. В этот раз на официальном сайте на актюбинской площадке зарегистрировалось 130 человек. Они и собрались для участия в «Тотальном диктанте» в КРМУ в минувшую субботу.
Совпадение? Не думаем
Прежде, чем приступать непосредственно к диктанту, по традиции прозвучали напутствия от организаторов – как российских, так и местных.
– Как-то удачно сложилось, что «Тотальный диктант» проходит именно в апреле: 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики, а космос впервые услышал человеческую речь от советского космонавта Юрия Гагарина на русском языке. В апреле отмечается всемирный день книги и авторского права – как не вспомнить Ивана Фёдорова, который тоже говорил на русском языке? И именно в апреле родились такие известные писатели и поэты, как Николай Васильевич Гоголь, Всеволод Рождественский, Николай Гумилёв и Владимир Набоков, – отметила председатель экспертной комиссии Елена ЕМЕЛЬЯНОВА.
Диктатор – это позитивно
Диктаторами (теми, кто зачитывал тексты в аудиториях) в этом году стали преподаватели КРМУ Гульнар АБАЕВА, Айгуль ТУКЕЕВА и Нургуль АРИНОВА, главный редактор медиа-группы «РИКА» Марина ВАСИЛЬЕВА, ведущий и основатель школы журналистики «Ракета» Дмитрий ШИШ.
Слово «диктатор», кстати, некоторых участников диктанта всё-таки смутило, но организаторы попросили относиться ко всему с юмором:
– Ещё несколько лет назад слово «тотальный» несло негативную коннотацию. А теперь уже в рекламе слышишь «тотальная распродажа». И «диктатора» скоро будут воспринимать позитивно, – заверила руководитель фонда «Тотального диктанта» Ольга РЕБКОВЕЦ.
Такое написал – самому страшно!
Тексты для «Тотального диктанта» в этом году писал Павел БАСИНСКИЙ, актюбинцам выпали рассуждения автора о «Мёртвых душах».
– Свой текст я бы на пятёрку не написал, и если бы получил четвёрку, был бы счастлив! – «утешил» писатель.
Вопросов к автору оказалось и правда достаточно, в основном спорные моменты касались пунктуации. Ещё актюбинцев интересовало, критично ли ставить в словах букву «ё» – оказалось, не слишком.
Итоги акции и отличники в Актобе будут объявлены уже в пятницу, 19 апреля, в 19.00 в стенах КРМУ.
Об авторе
Павел Валерьевич БАСИНСКИЙ – российский писатель, литературовед и литературный критик. Член союза российских писателей, академик академии русской современной словесности, входит в постоянное жюри премии А.Солженицына. В качестве писателя известен как автор книг «Лев Толстой: бегство из рая», «Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти», «Скрипач не нужен. Роман с критикой». Является одним из авторов сценария фильма «История одного назначения», отмеченного премиями «Ника» и «Золотой орёл».
В 2019 году актюбинцы писали текст Павла Басинского «Простое сердце». Предлагаем вам ознакомиться с ним и проверить собственные знания прежде, чем будут опубликованы официальные результаты.
Простое сердце
В поэме Гоголя «Мёртвые души» каждый герой олицетворяет те или иные человеческие пороки. Ноздрёв – авантюрист, игрок, проматывающий состояние, заработанное тяжким чужим трудом. Манилов – пустой мечтатель, любитель громких, напыщенных фраз, нисколько не заботящийся о своём имении. Собакевич, напротив, приверженец всего материального, вообще лишённый каких бы то ни было духовных запросов. Плюшкин и вовсе «прореха на человечестве», скупердяй, совершенно потерявший человеческое обличье.
Сложнее с Настасьей Петровной Коробочкой – единственной женщиной в ряду этих персонажей. В чём её порок и что отличает её от других героев поэмы? Она не фанатик вроде Собакевича, колодец у которого обшит корабельным дубом, и не похожа на Манилова, помешанного на красоте усадебных строений. Коробочка не транжирит деньги, как Ноздрёв, имение у неё небольшое, зато доходное. Она расчётлива, но, в отличие от Плюшкина, не скупа: накормила Чичикова вкусным и сытным завтраком, где были грибки, и пирожки, и блины с топлёным маслицем.
Коробочка простосердечна, но страх перед новым у неё доведен до крайности. Всё вокруг меняется, а она всё так же живёт по старинке. Её связь с миром осуществляется по традиционной схеме «товар – деньги – товар», которую нарушает Чичиков: покупая «мёртвые души», он деньги отдаёт, а реальный товар не получает. Это и настораживает Коробочку.
В результате именно Коробочка ломает изобретённую Чичиковым криминальную схему. Коробочка едет в город, чтобы узнать, не изменился ли внешний мир, не торгуют ли там уже и «мёртвыми душами», не продешевила ли она. Разгорается скандал, вынуждающий Чичикова бежать из города куда глаза глядят. Так консерватор Коробочка побеждает Чичикова-модерниста.
Конечно, будущие чичиковы придумают новые махинации, на первый взгляд бессмысленные, но приносящие вполне ощутимый доход. Однако на всякого хитреца найдётся своя Коробочка, от простых вопросов которой сбежит очередной ловец душ.