Есполай Мусин. Порядочный и благородный
«Эврика» продолжает публиковать отрывки из автобиографического эссе Елеусина САГИНДИКОВА «Лезвие истины».Есполай-ага очень тонко чувствовал сильные и слабые стороны своих управленцев, умел направлять и подталкивать к поиску оптимальных решений, избегать кризисных и непредсказуемых ситуаций. Меня он не ограничивал рамками только рутинной кабинетной работы, напротив, дал полный карт-бланш по работе в «поле» по всей области. Вместе со студентами исколесил все районы, проинспектировал и увидел своими глазами все учебные корпуса, общежития, производственные базы. Этот бесценный опыт сказался позже, я детально знал всю систему изнутри, непонятных и незнакомых вопросов в профессионально-техническом образовании для меня не было.
Меня поражало тогда и, не скрою, изумляет и сегодня колоссальная работоспособность Есполай-ага, его пытливый и острый ум, внутренний поиск, творческий и неординарный подход, и это все несмотря на его предпенсионный возраст. Глубина и масштаб его мысли были за пределами понимания его подчинённых, именно он генерировал идеи и пути преобразований, в фарватере которых и следовало всё управление. К тому же в течение двух лет он был председателем областной партийной ревизионной комиссии. И как он находил время, силы и энергию на всё это? Поразительно…
Чтобы соответствовать уровню своего руководителя, и я пытался быть в курсе современных тенденций развития педагогики в частности и управления в целом. Читал много специальной литературы, знакомился со всеми новинками в периодике, наблюдая за ним, старался расти внутри себя, «перепрыгнуть свой потолок…». «Стремящийся взойти на вершины осилит гору», - гласит народная мудрость. Жизненная школа Ес-ага, считаю, помогла мне состояться. Много позже, находясь на любой должности, я автоматически внутренне спрашивал себя: «Как к решению этого вопроса подошёл бы Ес-ага?» Настолько эталонным руководителем был Ес-ага, настолько академически выверенными были его решения…
Он был строгим наставником, требовательным и взыскательным. Не терпел со стороны подчинённых двуличия, лукавства и низкого подхалимства, судил исключительно по результатам. Справедливо судил… Но никогда я не слышал, чтобы он когда-либо и кого-либо обижал словом. Ни разу он не произнёс тяжёлых слов, способных задеть чувства собеседника. Настолько была высока внутренняя культура. Утончённость и интеллигентность у него были в крови…
В 1980 году меня перевели на должность инструктора областного комитета партии. Есполай-ага благословил мой путь. До сих пор помню его слова:
- Это новая дорога твоего будущего…
Сам он в 1981 году вышел на пенсию.
Через пять лет я вернулся в областное управление профессионально-технического образования. Есполай Мусин за достойный труд в образовании, в сельском хозяйстве, в профессионально-техническом образовании в статусе персонального пенсионера республиканского значения был на заслуженном отдыхе. Я часто обращался к нему за советом, его бесценный профессиональный и жизненный опыт, знание людей, могучий интеллект и прямота старшего товарища служили мне ориентиром. Ни разу он мне не отказал, подсказывал, поправлял…
Ес-ага был настоящим патриотом родной земли, он увидел расцвет зари независимости Казахстана. Скончался он в 1991 году. Похоронен на кладбище Бестамак, в живописном уголке пригорода Актобе. «О хорошем человеке говорят только хорошее, чтобы свет его озарял, вскипая…», - говорится в казахской поговорке, так и для меня свет памяти нашего Ес-ага служит маяком порядочности, профессионализма, благородства и кристальной честности…».