Долгая дорога в мед
Поводом задуматься над подобной модернизацией стала попытка перенять международный образовательный опыт. В некоторых странах студенты имеют право поступить в медицинский университет только после окончания специального колледжа, где проходят базовую подготовку, набираются опыта и окончательно определяются с будущей профессией. В Казахстане это необязательное требование, и среди абитуриентов-медиков встречаются как те, кто проучился 11 лет на школьной скамье, так и те, кто успел получить среднеспециальное образование.
– Кадры решают всё. Все реструктуризации и новые вопросы, касающиеся рационального использования ресурсов, зависят от того, какие кадры мы будем иметь… Эта модель включает отбор студентов. Мы должны решить, готовить ли в системе образования тех, кто будет более углубленно изучать биологию и химию, или же мы будем подбирать их из числа тех, которые завершают медицинские колледжи, – прокомментировала Тамара Дуйсенова.
Век живи – век учись
Пока разговоры о том, что путь в большую медицину будет проходить исключительно через колледжи, остаются всего лишь разговорами. Никаких окончательных решений не принято, однако опыт зарубежных коллег показался отечественным специалистам весьма привлекательным.
Если решение всё-таки будет принято, в первую очередь оно коснётся абитуриентов. Хорошее медицинское образование – удовольствие не из дешёвых, да и обучение там куда более длительное, чем в обыкновенном высшем учебном заведении. Бывает и так, что молодые люди отказываются от профессии только потому, что прикидывают, сколько времени и средств придётся вложить, чтобы получить заветный диплом. Прибавьте сюда ещё несколько лет, необходимые для обучения в колледжах, и получится наглядная иллюстрация к поговорке «Век живи – век учись».
Впрочем, выпускники медицинских колледжей поступают в университеты и сейчас, это вовсе не удивительно. Было бы желание.
– Если случится такая реформа, то она, наверное, большей частью затронет медицинские вузы, а не колледжи, – предположила заместитель директора актюбинского медицинского колледжа Армангуль ТЛЕМБАЕВА. – Наши выпускники и сейчас поступают в университет, если хотят продолжать обучение. Никаких проблем не возникает.
Студент студенту рознь
О том, как такие реформы (если они когда-нибудь будут приняты) отразятся на работе высших учебных заведений, говорить пока рановато. Законодательно вчерашних школьников никто не ограничивает поступать туда, куда им захочется, хватало бы знаний. И баллов, набранных на выпускных экзаменах, разумеется.
А пока нет законов и официальных постановлений, нельзя и подробно расписать схему, по которой будет осуществляться приём документов. Да и в целом не совсем ясно, как именно планируется организовать обучение: будут ли выпускники колледжей повторять уже изученную программу или нет, на сколько лет растянется учёба.
Но уже сейчас можно сказать, что ограничивать поступление школьников в медвузы – не совсем корректно.
– Эту ситуацию, мне кажется, лучше могли бы прокомментировать соответствующие деканаты, – считает профессор ЗКГМУ им. Оспанова Арстан МАМЫРБАЕВ, – а не те, кто непосредственно занимается образовательными процессами и воспитательной работой среди студенчества. Но законодательно вопрос о том, чтобы зачислять в вузы лишь студентов, закончивших медицинские колледжи, не решён. Лично с моей точки зрения, такие нововведения – это не совсем правильно. Представительство должно быть более широким. Бывает, что ребята, закончившие училище, становятся плохими студентами университета. Случается и наоборот: бывшие студенты сельхозтехникумов или ветеринарного колледжа, или даже просто те, кто только школу окончил, становятся очень грамотными, ответственными и квалифицированными учащимися. Наверное, не стоит создавать какие-то искусственные препоны при поступлении в университеты, в том числе и медицинские. На мой взгляд, это не совсем объективный подход.