Для пилотов нет плохой погоды
Полевой аэродром «Хлебодаровка» в этом году существенно изменился. Теперь вертолёты могут взлетать с него в любое время года и в любую погоду.Железное поле
Главное новшество аэродрома – это специальное покрытие на взлётном поле. Металлические плиты не позволяют подняться в воздух облакам пыли от лопастей вертолёта. Так детали боевой машина изнашиваются гораздо меньше: прежде в механизмы попадали мелкие частицы почвы. Кроме того, взлетать и садиться на такое поле гораздо удобнее. Оно ровнее, чем голая земля, и убирать с него снег зимой намного проще. Форма покрытия не позволяет скапливаться тут дождевой воде и весенней грязи. Обычный хлебодаровский грунт уже после лёгкого дождичка превращается в месиво. Поэтому теперь полёты возможны в любое время года.
Так же возможны теперь и ночные полёты. Взлётное поле с этого года оснащено дополнительным освещением и более совершенной системой навигации.
Большая часть оборудования мобильна, то есть в экстренной ситуации взлётное поле можно за считанные часы перенести в другое место.
Особая гордость аэродрома – новая метеостанция. Прежде данные о погоде собирались по казахстанским нормативам, которые немного устарели. Сейчас сбор данных идёт по международным стандартам, но и о старом методе никто не забыл. Теперь прогноз погоды получается намного точнее.
Эти нововведения позволяют курсантам проходить практику, а пилотам - оттачивать мастерство, не покидая Актобе. Прежде в Хлебодаровке лётчики получали только базовые навыки, а чтобы научиться летать ночью или зимой, приходилось ехать на аэродромы в других городах, например, в Алматы.
Романтики вне времени
А вот курсанты в Актюбинский военный институт сил воздушной обороны поступают такие же, как и много лет назад. Все они мечтают о небе и ради этого готовы к суровой казарменной жизни.
- Если сравнивать с 90-ми, то качество и количество авиационной техники улучшилось. Тогда ребятам было труднее, - считает подполковник Рустам КУНАТБАЕВ. - Не хватало топлива для обучения, были сложности с запчастями. Но трудностей никто не боялся. И тогда, и сейчас ребята приходили хорошо подготовленными. Единственное, чем отличается нынешнее поколение от тех, кто приходил лет 20 назад, это то, что ребята имеют более точное представление о технике. Многие перед поступлением много читали о вертолётах в интернете, а некоторые даже попробовали управлять боевой машиной хотя бы в компьютерных играх. Симуляторов полёта на вертолёте в интернете сейчас много.
Но, хотя компьютерные игрушки и дают довольно точное представление о боевой машине, до реального полёта им далеко.
Небесный трактор
Журналистам, которые приехали в Хлебодаровку на облёты, была предоставлена возможность поближе познакомиться с легендарной машиной. От обычного полёта учебный во многом отличается. Если в простом полёте главной целью является доставка груза и пассажиров в нужную точку, то при тренировочном пилот должен столкнуться со многими факторами, в том числе и неблагоприятными. Для каждого пилота задачи разные. Кому-то надо оточить навыки полётов при плохой погоде, от кого-то требуется научиться при посадке держать машину как можно ниже к земле.
Не всё получается сразу, поэтому частенько пассажиров, осмелившихся полетать, чувствительно трясло. А вот страшный шум в салоне не может предотвратить самый опытный пилот. Так уж устроен Ми-8. Грохот винта стоит в заложенных ушах ещё минут 40 после полёта, а запах горючего преследует, наверное, несколько дней. Ведь топливный бак находится прямо в салоне.
А какой клавишей тут перезаряжать?
В этот раз в руки взяли оружие 135 первокурсников, многие из них - впервые. Это в компьютерных стрелялках можно одной рукой палить из «калаша» по вражеским спецназовцам, а во второй - держать бутерброд с колбасой. В жизни всё оказывается сложнее. Во-первых, для стрельбы из ПМ нужно не только прицелиться, но и правильно держать осанку. Во-вторых, грохот выстрелов мешает сосредоточиться. В-третьих, для человека, который видел боевой пистолет лишь в кино, всё кажется слишком простым. В фильмах даже хрупкая блондинка умудряется с сотни метров попасть злодею в голову с первого раза. На деле же новичку трудно даже удержать пистолет одной рукой, а уж отдача после выстрела для многих становится неожиданностью. Ни в кино, ни в во всяких «Конртстрайках» обычно такого нет.
- Я никогда не держал в руках никакого оружия, и стрелять было непросто. Но, думаю, в ходе дальнейших занятий под руководством наших командиров, я покажу хороший, возможно, даже лучший результат на курсе, - поделился первокурсник Галымжан АКТАЕВ.
Блогер - находка для шпиона
По служебным инструкциям ноутбуки и прочие гаджеты военным иметь запрещено. Так что из досуга остаётся только чтение книг. Никто точно не знает, чем обусловлен этот запрет, ведь ничего секретного на аэродроме «Хлебодаровка» нет, но правила есть правила. Более того, в учебке даже висит плакат, что каждое селфи на фоне боевой техники - это подарок врагу.
Поэтому даже стенгазеты тут рисуют по старинке, от руки, доверяя написание текста человеку с хорошим почерком.
Зато питание у лётного состава намного лучше, чем у простых солдат. Рацион рассчитан так, чтобы лётчики получали больше белка и витаминов. Натуральные соки на столах курсантов - обычное явление. Их разливают из трёхлитровых банок, как это было принято ещё в СССР. Новомодные тетрапакеты с консервантами и ароматизаторами –неважный источник витаминов для покорителей неба.
А вот казарменная жизнь в этом году на аэродроме «Хлебодаровка» чуть сложнее, чем обычно. Ремонт идёт не только на взлётной полосе, но и по всей территории. Некоторые старые здания уже сломаны, а новые ещё не отремонтированы, поэтому всем приходится тесниться. Но это временное явление. Совсем скоро казармы станут удобнее старых, а остальная территория будет освещена и благоустроена.