Даст ист фантастиш!
Представим, что молодого специалиста Серика, как самого молодого, отправили купить новый принтер для офиса. Принтер парень выбрал на свой вкус, но начальнику выбор не понравился. Дескать, не гармонирует сия машина с цветом платья главного бухгалтера - и потребовал вернуть неэстетичную оргтехнику обратно в магазин. Всё бы ничего, только Серик куда-то подевал кассовый чек. Все документы на принтер лежат себе в папочке, а чек как сквозь землю провалился. Как же теперь вернуть злосчастный принтер?
Комментарий юриста Ранее подтвердить приобретение можно было только чеком, сейчас любым документом, содержащим наименование товара, стоимость, дату приобретения и наименование продавца. Это может быть контрольный или товарный чек, либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара и дате приобретения.
Серику из наших фантазий ещё повезло, а вот его воображаемый друг Вовчик, когда покупал жене мясорубку в подарок, документы на товар вообще посеял. Все до единого. А проклятая мясорубка ещё и не работает. Единственное доказательство, что он её честно купил, а не украл, это видеозапись на смартфоне, где он весь процесс приобретения запечатлел. На всякий случай. Вдруг жена решит, что он после работы не подарок ей выбирал, а по бабам шлялся. Ну, ещё одноклассник на кассе встретился, который с покупкой поздравил. Что же Вовчику теперь делать, чтобы не получить от супруги по башке сковородкой?
Комментарий юриста Сейчас потребитель получил право доказать факт приобретения теперь не только с помощью чека или иного документа, но и с помощью свидетелей, фото- и видеофиксации. Этот пункт прописан в статье 18 закона «О правах потребителя».
Ценник кручу-верчу, вас обмануть хочу!
Допустим, сладкоежка Маша привыкла экономить, но когда увидела на полке супермаркета коробку своих любимых конфет, которые стоили вдвое дешевле, чем обычно, не удержалась и купила аж три коробки. Даже ценник сфоткала, чтобы перед подругами похвастаться удачным приобретением. Вот только на кассе её ждал неприятный сюрприз. Ей сказали, что ценник этот неправильный. Конфеты стоят даже дороже, чем Маша привыкла покупать. Неужели вечером чаепитие не состоится?
Комментарий юриста Это частая проблема, с которой сталкиваются покупатели в актюбинских супермаркетах. Люди обычно или платят заявленную на кассе стоимость, или отказываются от покупки. Теперь в статье 24 закона «О правах потребителя» чётко прописано право потребителя приобрести товар по цене, указанной продавцом на ярлыке цен. В случае расхождения стоимости товара на ярлыке цен и на кассе потребитель имеет право требовать продать ему товар по цене ярлыка. При этом фотография ценника может служить доказательством.
Если вы не отзовётесь, мы напишем в «Спортлото»!
По соседству с каждым из нас наверняка живёт какая-нибудь пенсионерка баба Соня, которая за свои права всегда готова постоять. Даже когда не знает, как именно её права потребителя нарушаются, только чует сердцем, что её надуть хотят. Вот только дальше ругани с продавцами дело не идёт. Девчата в магазине нонче грамотные, законы знают. А у бабы Сони три класса сельской школы. У кого бы бабе Соне узнать, куда пожаловаться можно?
Комментарий юриста Согласно статье 26 закона «О правах потребителя» продавец обязан довести до сведения потребителя адрес и номер телефона уполномоченного органа, условия реализации и выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара. Ранее таких обязанностей у продавца не было.
Договор мой, меняю, как хочу
Представим на минутку, что живёт в Актобе очень наивный Лёня. Он верит продавцам на слово. Например, скажут ему, что в этом магазине чеки давать не принято, он и верит. Или увидит табличку «не фотографировать» и не фотографирует, даже если очень хочется. А если строго предупредили его, что товар обмену и возврату не подлежит, то будьте уверены, что товар он не вернёт и не обменят, даже если там столько брака, что только на помойку выбрасывай. Продавцы говорят, что в их магазине такие правила, и висят они на видном месте. Неужели каждый владелец магазина может свои правила придумывать?
Комментарий юриста В статье 8-1 закона «О правах потребителя» сейчас чётко прописаны условия, нарушающие права потребителя при заключении договоров. Ограничена ответственность потребителя и увеличена ответственность продавца. Ни в одном магазине своих собственных правил, противоречащих основному закону, быть не может.
Сосал он или не сосал, но деньги вы вернёте!
Библиотекарь Светлана Ивановна приобрела по случаю дорогущий пылесос. Это уже фантастика, потому что откуда у библиотекаря такие деньги? Три недели он у неё пылился на полке, а на четвёртую решила она генеральную уборку сделать. Но вот незадача! Половина кнопок там не работает, пылесос током дерётся, да ещё на боку вместо «Мулинекс», написано «Мульенах». Конечно, надо вернуть его в магазин срочно. Но как же быть? Светлана Ивановна его изнутри запачкала пылью. Ведь и не отмоешь. Не примут, наверное, грязный пылесос в магазине?
Комментарий юриста Согласно статье 30 закона «О правах потребителя» в течении 30 дней с момента покупки товар ненадлежащего качества можно вернуть, независимо от его вида, состояния и прочих факторов. Этими факторами могут быть истекший срок годности, не соответствие требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными документами по продукции, и даже выпущенный с нарушением прав интеллектуальной собственности. Пункт совершенно новый, ранее его в законе не было.
Что нового появилось в законе?
В течение какого времени можно обменять товар?
Теперь товар можно обменять или вернуть в течение 30 календарных дней с момента его приобретения. Раньше было 14 дней. Вернуть качественный товар, если не подошли размер, цвет и так далее, можно будет, только если продавец не смог заменить с учётом вашего желания в течение 30 дней. В остальных случаях получится только обменять товар. Продавец должен предоставить покупателю информацию об уценённом товаре.
Есть ли изменения при заключении договора на покупку товара или услуги?
Да, такие изменения есть. Договор отныне должен содержать чётко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия с применением понятной для всех терминологии, то есть потребитель должен понять условия сразу, без специальных знаний. Текст договора должен быть напечатан единым шрифтом, на казахском и русском языках, одинакового цвета, без сносок.
Может ли продавец товара или услуги менять условия договора?
Нет. Продавец товара или услуги не сможет теперь менять условия договора без предупреждения как минимум за 30 дней и без права расторжения. Например, теперь мобильный оператор не сможет сразу поменять условия тарифного плана, не предупредив абонента.
При покупке товара в рассрочку продавец не может вписать в договор, что он будет менять цену, например, в зависимости от курса доллара.
При расторжении договора потребителю возвращают стоимость товара в случае повышения цены исходя из его стоимости на этот момент, а в случае снижения – исходя из стоимости на момент покупки.
Как изменились условия сдачи товара по гарантии?
Потребитель имеет право сдать некачественный бытовой прибор, если даже до окончания гарантийного срока остался 1 день, и без учёта амортизации забрать свои деньги полностью. Сервисная мастерская обязана сама приезжать и забирать за свой счёт холодильник или телевизор, если вы согласились на ремонт техники. Ещё – предоставить вам точно такой же на время, пока будут ремонтировать, к примеру, ваш телевизор.
Можно ли фотографировать и снимать на видео в торговых точках?
В супермаркете или других торговых залах охрана теперь не имеет права запрещать вести фото- и видеосъёмку. Вы можете свободно снимать товар, цены на свой мобильный телефон или другое устройство.
Могут ли меня отключить от одних услуг за долги по другим видам услуг?
Нет, не могут. Если у вас имеется задолженность за отопление, вам не смогут отключить горячую воду. Это предусмотрено в изменениях к закону РК "Об электроэнергетике".
Что нового по поводу сервисного обслуживания товара?
Если в течение 10 дней не будет произведён ремонт, то сервисная мастерская должна будет платить 1% от стоимости данного товара за каждый день просрочки, но не больше стоимости самого товара. И даже если вам выплатят его полную стоимость, это не освобождает сервис-центр от обязанности вернуть вам в конечном итоге ваш товар.
Если в течение 10 дней ваш товар не был отремонтирован, то вы можете смело потребовать заменить его на новый.