Успокоить недовольных приехали полицейские, сотрудники акимата, и даже сразу два заместителя акима города Актобе – Нагымжан Алдияров и Мадьяр КАБЫЛ.
Казалось бы, такое внимание со стороны администрации областного центра должно было дать свои плоды, но весь парадокс в том, что ничего не изменилось.
Возникает весьма резонный вопрос: «Почему?». Неужели в городской управе не понимают, что повышение плана только увеличит и без того неспокойную обстановку в городе? Желание собрать больше денег негативно отразится в первую очередь на пассажирах.
– Мы вынуждены нарушать правила движения! – заявляют водители. – Буквально дерёмся за каждого пассажира, чтобы собрать необходимую сумму.
ПОГОВОРИМ ЗАВТРА!
– Завтра мы пригласим инициативную группу и решим ваш вопрос, – пообещал Нагымжан Смагулович.
Но разговор не состоялся ни в четверг, ни позже. Видимо, городские власти успокоились после того, как СМИ распространили информацию, предоставленную «Актобе акпарат», о том, что вопрос решён.
Пытались собравшиеся в тот вечер рассказать властям о творящемся беспределе, но спешивший чиновник не стал их слушать.
– После отмены льгот к нам стали относиться, как к нелюдям, разговаривают, как с животными, копейки швыряют прямо в лицо. Иногда могут выйти и не заплатить – не будем же мы драться с пожилым. В одном из интервью журналистам представители компании заявили, что водители специально берут в кондукторы своих родственников, чтобы легче воровать было. Мы не знаем, как собрать необходимую сумму, а руководство подозревает нас в нечистых делах! – возмущались собравшиеся.
ХИТРАЯ АРИФМЕТИКА.
Махаббат СИДАКИНА работает кондуктором у своего супруга Аскара на 12–м маршруте.
– Не от хорошей жизни мы начали работать на общественном транспорте. В ноябре прошлого года супруг уволился из бюджетной организации и пришёл в «Автопарк». Чтобы ему не приходилось оплачивать услуги кондуктора, решила сама выйти на рейс с ним, – рассказывает Махаббат.
Женщина рассказала, что в ноябре прошлого года план на 12–м маршруте составлял 16.000 тенге в день, весной текущего года его подняли сразу на 6.000 тенге.
– За 15 часов работы мой супруг получает 4.000 тенге. Это хорошие деньги, тем более, в кризис. Потому мы и согласны ездить на автобусе и в жару, и в холод с раннего утра до позднего вечера. Но такую зарплату можно получить, только если сдал необходимый план. То, что недобрал у пассажиров, удерживается с зарплаты водителя. К примеру, собрал вместо 22–х тысяч – 20, за этот день получишь 2.000, – объясняет Махаббат. – Кроме того, есть дополнительные поборы: мы оплачиваем услуги дворника. Ежедневно сдаём 100 тенге. На «пятаке» 70 машин, выходит, что он получает 7.000 тенге ежедневно. Получается, выгоднее идти в дворники, чем 15 часов «кататься» на автобусе! Зимой пригоняли трактор, чтобы очистить снег – с каждого собирали по 200 тенге. Весной завезли щебень, за него снова рассчитывались мы: собирали с каждого по 200 тенге. Водители больших автобусов ежедневно отдают по 100 тенге специалисту, отвечающему за безопасность движения. Кроме того, по 100 тенге мы платим медику. Непонятно, почему мы должны это делать? Выходит, что медика содержим мы. Водитель 24–го маршрута как–то решил не давать ей 100 тенге, так та просто не поставила печать, и водитель не смог выйти на рейс. 1.700 ежедневно мы отдаём диспетчеру, из них 200 – забирает диспетчер, 500 тенге – механик, а куда уходит 1.000 тенге – не ясно. «Автопарк» в убытке не остаётся никогда!
Кроме всех перечисленных расходов, водителю за смену необходимо собрать 7.000 тенге на солярку.
ИНТЕРЕСНО ПОЛУЧАЕТСЯ!
– Ежемесячно с нашего «пятака» выходят сотни машин. Если посчитать все поборы, производимые в обход кассы, то выходят миллионы! Это сокрытие дохода и уклонение от налогов, и это только на нашем «пятаке». «Автопарк» в убытке не остаётся. Мы работаем не только на свою зарплату, но и на зарплату других специалистов. Руководство хочет поставить нам план 24.000 тенге, но эта цифра нам не по плечу. Непонятно, на каком основании повышается план – весной его уже поднимали, но стоимость проезда осталась той же. Мы еле–еле набираем существующий план, – признаётся Махаббат.
В компании–перевозчике говорят, что план пока поднимать не будут.
– Дождёмся сентября, когда увеличится пассажиропоток, – комментирует руководитель юридического отдела ТОО «Автопарк» Руслан ЖИЛКАМАНОВ.
А вот механик по имени Дуйсенбай провёл собрание, на котором объявил о поднятии плана.
– Кроме того, нам сообщили, что в сентябре планируется ещё одно повышение. Я сейчас не сдаю деньги, которые идут в обход кассы. Непонятно, почему мы должны содержать специалистов, если их на работу нанимало предприятие? – не понимает Махаббат Сидакина. – Кроме того, если мы не сдаём план, на следующий день водителя не выпускают в рейс. Для таких случаев у перевозчика есть так называемые «запасные» водители. Из–за недобора мы лишены возможности заработка. Если бы было куда уходить, мы бы ушли. А сейчас у всех накипело, и люди неделю назад вышли на улицу в надежде, что их выслушают. К сожалению, то, что творится у нас в организации, мало кого интересует.
Странно получается: компания, занимающаяся перевозкой людей, творит что хочет, а в акимате не ведают о происходящем. Или всё–таки в курсе?
Динара ЖАНАЛИНА,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА