Большие возможности умного города
Словосочетание «умный город» уже хорошо знакомо всем без исключения жителям города. Оно означает вовсе не определённый уровень интеллектуального развитие тех, кто проживает на территории областного центра. Под словами «умный город» подразумевается то, как слаженно и скоординировано работают все системы, необходимые для поддержания комфортного уровня жизни горожан, насколько используются новые технологии для решения важных социальных задач.
Одним словом, «Умный город» – это целая система, в которой каждое действие и каждая деталь связаны между собой. Все они необходимы для того, чтобы актюбинцы чувствовали себя спокойно и безопасно в своём родном городе, оперативно получали все гарантированные государственные услуги, свободно передвигались на общественном транспорте и не боялись необходимости обращаться к сотрудникам городских отделов и центров за квалифицированной помощью.
Эта система включает в себя целый ряд направлений, многие из которых уже успешно функционируют на территории Актобе. На аншлагах домов изображены удобные и современные коды, штрафы можно оплачивать прямо в аэропорту, а передвижение городских автобусов можно отследить благодаря специальному мобильному приложению.
Вот эта улица, вот этот дом
Одно из новшеств, связанных с системой «Умный город», появилось в Актобе в 2016 году. Речь идёт о специальных QR-кодах, расположенных на аншлагах жилых домов и административных зданий. Их генерируют с помощью специальной программы, считать же зашифрованную информацию может любой желающий с помощью обыкновенного приложения на смартфоне. Впрочем, они не только просты для использования и удобны, но ещё и приносят большую пользу в повседневной жизни.
Если перейти по ссылке, указанной в QR-коде, то можно попасть на специальный портал. Теперь у каждого дома в Актобе есть свой персональный сайт. На этом сайте указаны контактные номера телефонов и адреса ближайших школ, больниц и детских садов, а также данные, с помощью которых можно связаться с КСК, управляющей компанией, местной полицейской службой. В целом, все контакты обслуживающих предприятий собраны в одном месте, чтобы значительно сэкономить время жильцов на поиски нужного номера. Помимо этого, на сайте дома вывешиваются объявления от КСК и городского акимата. Здесь же существует и специальный чат, в котором соседи по дому могут обсуждать все интересующие вопросы.
Как заверили в актюбинском филиале «Казпочты», у жителей появится прекрасная возможность просматривать отчётность своего КСК, а также отправлять собственные обращения в КСК и акимат города Актобе в электронном виде. Такая обратная связь повысит уровень доверия актюбинцев к администрации. Любой желающий сможет узнать, на что и каким образом тратятся платежи за услуги.
На этом развитие сервиса не останавливается. Планируется, что в скором времени на сайтах домов будет отображаться и информация о ближайших гостиницах, остановках и маршрутных автобусах.
Единые платежи
О необходимости упростить процесс оплаты коммунальных услуг начали говорить уже давно. Наличие одной-единственной квитанции, в которой указываются все счета, значительно экономит не только личное время жителей города Актобе, но и деньги. Проще говоря, теперь комиссию нужно будет платить исключительно за одну квитанцию, а не за несколько разных. Подобное новшество не может не радовать жителей города.
Как отмечает директор департамента е-сервисов Суйениш АБДИЛЬДИН, проект под названием «Единый платёжный документ» намного упростит жизнь не только актюбинцев, но и представителей коммунальных служб. Они смогут сократить расходы на формирование счетов-извещений, распечатку и доставку.
В скором времени «Единый платёжный документ» будет функционировать на территории всего Актобе. Часть коммунальных служб уже присоединилась к этой системе, остальные планируют сделать это в ближайшее время. Отмечается, что при оплате задолженностей в отделениях «Казпочты» комиссия составит всего 150 тенге, а для пенсионеров – 50 тенге. Помимо этого, информация об оплате будет поступать на сайты строений, о которых говорилось выше.
В дорогу без долгов
Не секрет, что некоторые из жителей города при планировании заграничных поездок и перелётов сталкиваются с таким неприятным явлением, как неоплаченные штрафы. С некоторых пор в Казахстане функционирует специальная система, которая ограничивает выезд за пределы республики для должников. Ранее для того чтобы погасить все свои долги, необходимо было собирать подтверждающие документы и лично обращаться в специализированные учреждения. Это могло послужить поводом для отмены и переноса поездок, что приносит не только значительные неудобства, но и затраты.
В рамках проекта «Умный город» предполагается, что жизнь актюбинцев значительно упростится с помощью использования мобильных технологий. Одним из таких новшеств стали терминалы для погашения штрафов, которые были установлены недавно в Международном аэропорту «Актобе». Система уже работает, ею могут воспользоваться те, кому из-за задолженностей выставлен запрет на выезд из страны. Одним из первых её протестировал на себе аким города Актобе Ильяс ИСПАНОВ, который с помощью ИИН проверил наличие у себя штрафов.
Клиентоориентированный сервис по оплате задолженностей реализован по инициативе Генпрокуратуры РК совместно с Министерством юстиции, КНБ, АО «Казпочта» и Республиканской палатой частных судебных исполнителей. Информация об оплате передаётся в течение 15 минут, ещё около 30 минут занимает снятие ограничений на выезд. Таким образом, вся процедура занимает не более одного часа.
Цифровое обслуживание
Помимо этого, в рамках превращения Актобе в «умный город», запланирован переход от бумажного документооборота к электронному. Это не только проще и доступнее для широкого числа жителей города, но и помогает избавиться от таких неприятных явлений, как, например, коррупция. Автоматизированная система снижает количество личных контактов между теми, кто обратился за государственными услугами, и непосредственно представителями государственных структур. Также это поможет и в борьбе с мошенниками.
В рамках развития данного направления проводится значительная работа. Относительно недавно начала функционировать «Народная канцелярия», где можно не только подать документы на ту или иную государственную услугу, но и сделать это в электронном формате с помощью компьютеров, расположенных в центре самообслуживания.
Сейчас одна из важнейших задач – это объяснить горожанам все плюсы работы в электронном формате, то, сколько времени и сил экономится, если использовать созданные интернет-порталы. Для этого используется яркая и необычная социальная реклама, применяются брошюрки, листовки и памятки. Также проводятся и встречи с жителями города Актобе, на которых объясняется, как именно можно получить электронную цифровую подпись и для чего она может быть использована. Многие актюбинцы с готовностью и интересом подключаются к новому формату работы.