Рыночное образование
Работодатели будут указывать колледжам, каких специалистов выпускать. Такое новшество планируется внедрить в новом учебном году.9 августа в актюбинской академии творчества обсуждались новые подходы к подготовке специалистов профессионально-технической сферы. Участие в слёте приняли представители министерства просвещения страны, руководители управлений образования нескольких регионов, а также директоры и преподаватели актюбинских колледжей.
Работодатель, он же и директор
Эффективное партнёрство сфер образования и производства - ключевой фактор подготовки кадров. Под таким слоганом прошла встреча в академии творчества. Представители министерства просвещения в лице НАО «Талап» уверены, что современная рыночная экономика требует от педагогов колледжей подготовки специалистов, сообразно текущим предпочтениям работодателей. В этой связи с начала нового учебного года планируется дать больше свободы администрациям ССУЗов в выборе именно тех специальностей, которые действительно нужны для развития экономики страны.
- Конференция прошла под лозунгом: "Рынок труда и профессиональное образование - новые возможности", - поясняет и.о. президента НАО "Талап" Санжар ТАТИБЕКОВ. - Это значит, что слаженную работу трудового рынка и образования всегда даёт качественная подготовка кадров. Все педагоги ждут подобные форумы, чтобы узнать, какие задачи перед ними стоят на учебный год.
Во-первых, в системе профтехобразования и в госполитике многое делается для того, чтобы улучшить систему подготовки кадров. Это целевая подготовка, когда работодатель может говорить, что ему такие-то кадры нужны, обучайте студентов по такому-то направлению. Или мы сами говорим работодателю, брать шефство над каким-либо колледжем, чтобы совместно работать над подготовкой кадров. Такой симбиоз будет новшеством этого учебного года. Также мы предлагаем работодателям совместно создавать образовательные программы: какой-то предмет дополнить, какой-то - добавить и так далее.
Педагог должен расти
Взаимодействие рынка труда с образованием будет невозможно без качественного педагогического состава, уверены спикеры заседания. Педагогам нужно развиваться: изучать новые методы обучения, расширять собственный кругозор.
- Мы говорим всем регионам, совместно с работодателями организовывать стажировки педагогам, чтобы те могли на практике почерпнуть новые тенденции в системе подготовки кадров, - говорит Санжар Татибеков. - И, естественно, знания, навыки студентов - самый важный аспект. Поэтому в ССУЗах нужен контроль качества знаний. Как осуществлять такой контроль - это то, что мы на конференции тоже обсуждаем. Сегодня здесь собрались представители образовательных управлений и учреждений из нескольких регионов: западных областей и Кызылорды. Такие форумы дают педагогам возможность осмыслить свои знания, чтобы получить заряд работать в новом учебном году и готовить лучшие кадры.
После конференции участники посетили секции при нескольких колледжах Актобе. Успешные методики актюбинских специалистов гости из других регионов смогут перенять в свои колледжи.
- Профтехобразование - хребет экономики страны, потому что всё в мире делается руками, - считает Санжар Татибеков. - Наше НАО методически помогает преподавателям Казахстана развиваться. Также мы являемся операторами программы World Skills (международный турнир по профессиональным навыкам среди студентов. – В.Р.) по республике. Мы советуем колледжам ориентироваться на компетенцию, то есть на то, что их выпускник получит в результате данные, какому предприятию он в итоге будет нужен.
Проблемы с практикой
По данным облУО, в нашей области числится 2.327 педагогов общеобразовательных дисциплин и производственного обучения. Последние должны каждые 3 года проходить производственную практику.
- Методика этих курсов разработана: преподаватель в течение 5 лет должен обязательно пройти базовые уроки, как педагог, и должен пройти несколько курсовых подготовок по новым технологиям, - рассказывает руководитель отдела областного управления образования Венера ШАВКИЛОВА. - В связи с тем, что сейчас всё больше новшеств внедряется по академической самостоятельности, по модульному обучению, есть ещё и тематические курсы повышения квалификации. Их педагог тоже должен проходить, потому что, имея только базовые знания по своему предмету, ничего нового студентам он не даст. Преподаватель должен и сам обновляться: учить иностранные языки, совершенствовать навыки владения компьютерами и цифровыми системами. Это всё в Актобе проводится в центре повышения квалификации "Орлеу", через методический кабинет облУО, а также через сторонние обучающие семинары, тренинги, мастер-классы. И, конечно же, немаловажным для преподавателя остаётся прохождение производственной практики. Ведь обладать только лишь теорией по своему предмету недостаточно: студентам нужно ещё прививать практические навыки, а таковые учитель познаёт только на профильном предприятии.
Производственную практику обязаны, по договорённости с облУО о целевой подготовке, обеспечивать все предприятия. Но не во всех сферах это налажено. В сфере услуг всё отлично, а вот с заводами – проблема, говорят в управлении образования. Проблемы с производственной практикой есть в сферах геологии и жилищного хозяйства, так как в них много ИП и мелких ТОО. Плюс на них нужно стажироваться вахтовым методом, а это требует дополнительных организационных решений между колледжем и предприятием.
Кадрам путь открыт
Положительный пример среди предприятий, предоставляющих возможность практиковаться, - Донской горно-обогатительный комбинат, говорят директоры колледжей.
- Наш колледж на сегодня полностью готов к грядущему учебному году, ежегодный целевой заказ от Донского горно-обогатительного комбината (ДГОК) на руках мы тоже уже имеем, - говорит директор хромтауского горно-технического высшего колледжа Багдаш МУЛДАШОВА. - На 2022-23 учебный год целевой заказ мы полностью выполнили. Набрали нужное число студентов. Разработали все образовательные программы: с учётом дуального обучения, стандартов World Skills и так далее. Работодатель, в лице ДГОК, готов на основе дуального образования принимать наших студентов на производственную практику. Что касается World Skills, то наш выпускник, теперь уже квалифицированный рабочий, Алишер Тулегенов, в этом году вошёл в сборную Казахстана и в октябре будет защищать честь области и страны на чемпионате мира по World Skills. Что касается трудоустройства, то 98,9% наших выпускников 2020 года уже получили работу. Это 93 человека. Они работают в ДГОК.