На несколько шагов впереди
Д.М.: Когда был объявлен режим ЧП, первое, что сделало правительство совместно с Нацбанком - это предоставило возможность отсрочки бизнесу. Наш банк одним из первых предоставил отсрочку по действующим займам на три месяца тем предпринимателям, которые действительно пострадали из-за введенного режима ЧП и усиления ограничительных мер. Затем были дополнительные меры господдержки бизнеса, в том числе и субсидирование процентных ставок по действующим займам, и льготное кредитование. Думаю, предприниматели, желающие воспользоваться господдержкой и поддержкой со стороны БВУ, непременно воспользовались предоставленными льготами. Что касается Halyk Bank, в частности Актюбинский филиал Halyk Bank – то мы являемся одним из основных банков в регионе, который выступил оператором программ государственной поддержки.
Е.В.: Хочу дополнить, что обычно любая отсрочка, которую предоставляет банк, накладывает отрицательный отпечаток на кредитную историю. Но те отсрочки, которые предоставлялись во время карантина, на кредитной истории клиентов не сказываются.
- А изменилась ли как-то работа самого филиала? Появились ли новые онлайн-сервисы?
Д.М.: Сейчас, наши клиенты, как физические, так и юридические лица почти все банковские услуги могут получить онлайн, достаточно иметь смартфон и доступ в интернет. Через мобильное приложение Homebank, физические лица могут управлять своими счетами, открывать депозиты, получать кредиты, производить оплаты и получать бонусы за каждый платеж. Что касается юридических лиц, то в нашем случае мобильное приложение Onlinebank –предоставляет весь комплекс услуг, необходимый для ведения бизнеса.
А.М.: С июня мы запустили программу онлайн-кредитования, которая позволяет, не посещая отделение оформить онлайн-кредит до 7 миллионов тенге за 5 минут. Также запущена программа онлайн-покупки товаров в рассрочку или кредит на 24 месяца в розничных и интернет-магазинах партнёров банка – магазинах «Технодом», «Сулпак», «Алсер», «Мечта». В приложении Homebank появилась и ещё одна удобная функция - выпуск карт с бесплатной доставкой курьером до квартиры в течение 24 часов. Даже сменить PIN-код можно без перевыпуска карты и посещения отделения.
Е.В.: При этом нельзя сказать, что на переход в онлайн-режим повлиял карантин. Ещё с прошлого года наш банк поставил задачу вынести финансирование малого бизнеса в онлайн-формат, уже с января была начата работа. Поэтому это не пандемия, а веяние времени.
- У вас запустились удобные сервисы для ИП. Можете рассказать подробнее? Значит ли это, что им теперь не нужно лично посещать отделения?
Д.М.: Уже полгода как у нас работает онлайн-сервис для открытия счетов для ИП. Главное — иметь смартфон и ЭЦП. Пожалуй, мы первый банк в СНГ, который открывает счета онлайн.
Е.В.: И сделать это можно из любой точки мира. К нам обращался один актюбинец, у его дочки открыто ИП. Но сама она находилась в Америке и приехать не могла. Но оттуда благодаря этому сервису сумела открыть счёт в нашем банке.
- Правильно ли я понимаю, что открытие онлайн-счетов и удалённое получение кредитов — это, в том числе, значительная помощь для предпринимателей из районов?
Д.М.: Всё верно. Есть такие районы, которые находятся неблизко к областному центру. Мы активно предлагаем им участие в госпрограммах, например, в наших отделениях они могут оформить средства по ДКБ-2025. Больше предпринимателям не нужно ехать в Актобе или долго собирать документы, они просто обращаются в наши отделения и получают первичную консультацию, а затем и выплаты.
- Однако есть категория людей, которые до сих пор предпочитают получать услуги лично. Например, пенсионеры.
А.М.: Для людей старшего поколения банк доступен как в онлайн, так и в оффлайн-формате. С первых дней пандемии в банке были предприняты меры, направленные на обеспечение максимальной безопасности здоровья клиентов. Все зачисления пенсий и пособий осуществляются стандартно по графику. Снятие наличных с пенсии доступно в банкоматах банка в любое время и без ограничении.
Е.В.: Был и такой случай. Недавно к нам приходил пенсионер. У него срок действия карты закончился, а пенсию получать уже сегодня. В отделении ему помогли, и буквально за 15 минут он получил свои деньги. Моментально оформили ему новую карточку, причём печатаем мы их прямо в отделениях как в областном центре, так и в районах.
- Одним словом, если в регионе будет снова введён строгий карантин, на работе Halyk Bank это не отразится?
Д.М.: Halyk Bank – крупнейший банк в нашей стране и имеет самую развитую филиальную сеть. У нас большая ответственность перед нашими клиентами, и мы не имеем право допускать погрешности в работе. Банковские услуги никто не отменял, мы продолжим работать, потому что люди как приходили в отделения для получения некоторых услуг, так и будут приходить, но хочется еще раз подчеркнуть – у нас очень развиты онлайн услуги, поэтому клиенты могут в дистанционном режиме получить все те же виды банковских услуг, что они получат в отделениях банка.
- А повлиял ли строгий карантин на объём валютных манипуляций?
Д.М.: Нет. Есть люди, которые копят деньги в долларах, они так и продолжили их покупать. Есть те, кто пытается поймать выгодный курс и так заработать. Сейчас курс доллара немного упал и держится, прогнозы все строят разные. Могу посоветовать актюбинцам разбить депозиты 50/50: половину держать в национальной валюте, половину — в иностранной.
- Что касается накоплений, стали ли актюбинцы чаще откладывать деньги? Тратить-то их было некуда, когда весь регион был закрыт. Какие условия по депозитам существуют?
Д.М.: Люди всегда пользуются депозитами. Если сравнивать с итогами прошлого года, есть увеличение, в первую очередь благодаря онлайн-сервисам.
А.М.: С начала года банк нарастил объем вкладов на 633,6 миллиарда тенге, до 7,1 триллиона тенге. Halyk Bank обеспечил сразу 21,4% от общей суммы увеличения депозитов БВУ РК и 26,9% - от прироста ТОП-10 банков – держателей вкладов. Только за октябрь банк прибавил в депозитный портфель еще 21,2 миллиарда тенге. Помимо внедрения услуг по онлайн-открытию и управлению депозитом 24/7, в банке был снижен порог неснижаемого остатка по вкладу с 15 тысяч до 1 тысячи тенге с бесплатным выпуском дебетной карты к депозиту. С её помощью можно распоряжаться суммой в любое удобное время суток без посещения отделения, а минимальный срок хранения вклада отсутствует.
- Объём кредитов тоже вырос?
Д.М.: Да, по отношению к прошлому году вырос, хоть прирост и не такой, какой был, когда всё функционировало в штатном режиме. После нескольких месяцев дома людям захотелось что-нибудь купить. Я изучал статистику и знаю, что выросли продажи автотранспорта и электронной техники.
- Какие планы у актюбинского филиала Halyk Bank на 2021 год? Ждать ли появления новых сервисов?
Д.М.: Банк идёт в ногу со временем и этот непростой период только ускорил изменения. Следующий этап — это возможность удалённого открытия счетов для юридических лиц. Надо меняться, надо перестраиваться и даже в период кризиса искать новые возможности для развития. Ели ты сам этого не сделаешь, то никто не сделает.
Как банк, мы за этот период далеко ушли в онлайн. Появились новые сервисы, благодаря которым мы на несколько шагов впереди наших конкурентов. То, что сейчас происходит у нас, это полная трансформация и изменения к лучшему.