ЕНПФ: мы открыты для всех!

- Когда наша страна обрела независимость и вышла из состава СССР ей в наследство досталась солидарная пенсионная система, при которой пенсии выплачивались из отчислений работающих граждан. В те далекие годы, в экономике независимого Казахстана наблюдался спад. В стране был дефицит продуктов первой необходимости, большинство предприятий и производств закрывалось, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных. Пенсионная система стала не способной обеспечить минимальные потребности большинства пенсионеров, и, как следствие, стала обременительной для экономики. Тогда-то и назрела необходимость реформы. Отметим, что Республика Казахстан первой среди стран СНГ решила отказаться от солидарной системы пенсионного обеспечения и перешла на смешанную пенсионную систему, основой которой должна стать накопительная. При реформировании пенсионной системы РК за основу взята принцип обязательных пенсионных взносов, характерный для чилийская модель, которая в 80-х годах была признана одной из лучших в мире. Суть накопительного пенсионного обеспечения заключается в ответственности граждан за дальнейшую судьбу будущей пенсии: сколько заработал, накопил — столько и будешь получать. Спустя три месяца после принятия важнейшего для пенсионной системы закона, в сентябре 1997 года вышло постановление Правительства РК “О создании закрытого акционерного общества “Государственный накопительный пенсионный фонд” (ГНПФ)». ГНПФ стал первым на рынке пенсионных услуг.
- А потом было время, когда в стране вдруг стало очень много пенсионных фондов…
- С 1998 появились частные накопительные пенсионные фонды. Основной стратегией фондов было стимулирование развития накопительной пенсионной системы, вовлечение вкладчиков и повышение доверия к ней.
На начальном этапе это привело к положительному результату: слабые фонды ушли с рынка, другие, объединившись и усилив позиции, продолжили свою деятельность. Но со временем начали появляться слабые стороны частных фондов. Чаще НПФ переманивали вкладчиков обещаниями о большом инвестиционном доходе, который значительно увеличивал бы размер пенсионных накоплений. С другой стороны в погоне за большой прибылью они вкладывали активы в рисковые инструменты и вместо прибыли вкладчики оказывались в убытке.
- Так, появился ЕНПФ. Чем Единый накопительный пенсионный фонд оказался лучше предыдущей системы?
Создание единого накопительного пенсионного фонда и объединение всех пенсионных накоплений позволило создать единую базу вкладчиков (получателей), провести работу с техническими и двойными счетами. Единая база позволяет на высоком уровне проводить мониторинг и анализ всех счетов, видеть реальную картину поступлений в НПС. Также неоспоримым плюсом создания ЕНПФ является уменьшение величины комиссионного вознаграждения по сравнению с действовавшими ранее. Так, на законодательном уровне комиссионное вознаграждение сразу было снижено от инвестиционного дохода с 15 до 7,5 процента, а комиссионное вознаграждение от пенсионных активов с 0,05 до 0,025 процента в месяц. Ежегодно комиссионное вознаграждение снижается. В результате проведенной Фондом работы по оптимизации бизнес-процессов, сокращению неэффективных расходов, переводу практически всех видов услуг в электронный формат, увеличению их доли в общем объеме проведенных операций. На 2019 год комиссионное вознаграждение составляет:
5,0 процентов от суммы инвестиционного дохода;
0,015 процента в месяц от пенсионных активов.
В числе других преимуществ создания ЕНПФ можно также отметить следующее:
– управление пенсионными активами Национальным Банком РК, совершенствование инвестиционных стратегий;
– уменьшение административных расходов;
– обеспечение большей прозрачности формирования и движения пенсионных накоплений населения.
Кроме того, ЕНПФ - это социально-ориентированная организация, целью которой является содействие в формировании благосостояния населения Республики в пенсионном возрасте.
Создание и объединение пенсионных активов в ЕНПФ преобразовало рынок, но не повлияло на систему пенсионного обеспечения. В Казахстане сохраняется многоуровневая система: солидарный компонент (пенсия, которую получают те, у кого есть минимум полугодичный трудовой стаж до 1998 года), базовая пенсия (которую получают все казахстанские пенсионеры, но ее размер зависит от стажа работы и участия в пенсионной системе), обязательная накопительная часть и добровольные накопления. Сохранены и основные параметры накопительной пенсионной системы: персонификация счетов, собственность накоплений и их наследование, а также государственная гарантия сохранности пенсионных взносов.

- Главные новшества уходящего года – это то, что базовая пенсия стала напрямую зависеть от трудового стажа и увеличение пенсионного возраста у женщин. Как население воспринимает эти реформы?
- Базовая пенсия внедрена в 2005 году, и составляла тогда 3000 тенге. Затем она составляла порядка 50% от прожиточного минимума и была одинаковой для всех. С 1 июля 2018 года базовая пенсия стала зависеть от трудового стажа и от стажа участия в пенсионной системе. 54% от размера прожиточного минимума (ПМ в 2018 году – 28 284 тенге) составляет базовая пенсия тех, у кого трудовой стаж 10 лет и менее, тем, кто имеет стаж участия в пенсионной системе свыше 10 лет добавляется еще 2% за каждый год от размера прожиточного минимума. При стаже 33 года и выше можно получить максимальный размер базовой пенсии -100% от прожиточного минимума. Такая градация в начислении базового компонента пенсии соответствует принципам социальной справедливости.
Актюбинский областной филиал активно проводит разъяснительную работу среди населения города и области, проводятся встречи с коллективами крупных компаний, госучреждений. Также в сельских округах и в районных центрах совместно с местными исполнительными органами проводятся встречи с сельскими жителями по вопросам модернизации пенсионной системы и социального обеспечения, встречи с женщинами предпенсионного возраста (1960-64г.р.), где мы разъясняем о необходимости официального трудоустройства и увеличения стажа участия в накопительной пенсионной системе, так как будущая пенсия напрямую зависит от данных параметров. Любая пенсионная реформа и развитие любой пенсионной системы неизбежно приводит к пересмотру пенсионного возраста. Мировая практика показывает, что развитые страны идут по пути повышения этого возраста и к унификации его для мужчин и женщин. Казахстан не стал исключением: за историю развития казахстанской пенсионной системы возраст постепенно повышался дважды: с 1 января 1998 года поэтапно увеличивался пенсионный возраст мужчин и женщин и на 1 июля 2001 года достиг 63 лет (с 61 года) у мужчин и 58 лет (с 55 лет) у женщин, сейчас возраст женщин поэтапно повышается с 58 лет (в 2017 году) до 63 лет (в 2027 году).
Унификация пенсионного возраста вызвана рядом причин, в том числе старением населения, увеличением продолжительности жизни, более низкими накоплениями у женщин. Сегодня уровень пенсионных накоплений у женщин в среднем на 25% ниже, чем у мужчин. Это связано с тем, что, во-первых, доходы от трудовой деятельности женщины в среднем ниже, чем у мужчины (на 31%). Во-вторых, трудовой стаж женщины меньше из-за того, что они выходят на пенсию раньше. При этом женщины в среднем живут дольше, чем мужчины, соответственно, пенсионные накопления после завершения трудовой деятельности требуются на более продолжительный период по сравнению с мужчинами. Поэтому главной задачей поэтапного повышения пенсионного возраста женщин является представление возможности увеличения пенсионных накоплений.
После наших разъяснений и приводимых расчетов население понимает эти процессы.
- Каких изменений ждать вкладчикам АО «ЕНПФ» в ближайшее время?
- Одно из новшеств было введено буквально недавно. В целях оптимизации административных процедур, связанных с осуществлением пенсионных выплат по принципу «одного окна», в октябре текущего года введена композитная услуга по подаче единого заявления о назначении пенсионных выплат по возрасту. Теперь получатель, достигший пенсионного возраста, обращается с единым заявлением и пакетом документов для назначения пенсионных выплат из государственного бюджета и пенсионных выплат из ЕНПФ только в подразделения Государственной корпорации - ЦОНы. Таким образом, введение в действие композитной услуги, использующей принцип «одного окна», исключит посещение получателем пенсионных выплат двух организаций, о введении композитной услуги по подаче заявления на получение пенсионных выплат.
Все изменения, происходящие в пенсионной системе, связаны с изменениями, происходящими в обществе в целом. Постепенно солидарная часть пенсии сокращается, поскольку выходят на пенсию люди, чей трудовой стаж до 1998 года небольшой. Разумеется, рожденные в 80-х годах, не имеют стажа до 1998-го года, то есть они не будут получать солидарную пенсию, следовательно, солидарный компонент полностью исчезнет, большая часть пенсии будет формироваться за счет накоплений. Поэтому важно сейчас осуществлять обязательные пенсионные взносы на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ своевременно и регулярно, периодически контролировать, делает ли работодатель отчисления по обязательным пенсионным взносам, сверяя данные полученные от него с выпиской со счета. Действующая модель пенсионной системы Казахстана является многокомпонентной и сбалансированной, основана на оптимальном разделении ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником. Правительство планирует усилить накопительную пенсионную систему, дополнив ее с 2020 года новым условно-накопительным компонентом, формируемым за счет обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР), которые будут вноситься из средств работодателя в пользу всех работников в размере 5% от их дохода. Все предпринимаемые меры призваны повысить коэффициент замещения совокупной пенсией утраченного трудового дохода и уровень жизни пенсионеров.
Кроме того, казахстанская накопительная система отличается тем, что у нас действует уникальная система государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений. Если доходность пенсионных накоплений за весь период нахождения в системе ниже уровня инфляции, государство эту разницу возмещает. Такой гарантии нет в других странах. Это говорит о том, что накопления казахстанцев надежно защищены.
ИТОГИ. Ключевые показатели накопительной пенсионной системы по Актюбинской области по состоянию на 1 ноября: Общая сумма пенсионных накоплений составила 465,8 млрд. тенге, увеличившись за год на 67,8 млрд, то есть прирост составил 14,6%. Было открыто более 16 тыс индивидуальных пенсионных счетов получателей, а их общее количество составило 538 961 единиц. Большую часть всех пенсионных накоплений составили накопления за счет обязательных пенсионных взносов, сумма которых составила 454,0 млрд. тенге. Средняя сумма ежемесячного взноса составляет 15,6 тысячи тенге. Доходность пенсионных активов ЕНПФ, распределенная на счета вкладчиков (получателей) за период с 1 января по 31 октября 2018 года, составила 8,9% при уровне инфляции равном 3,7%, то есть за этот период реальная доходность по пенсионным активам составила 5,2%.